Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
В.Иванченко. Герои люксогеновых войн
 
 Время - московское! 
 

Александр Зорич. Время – московское! Роман. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2006. – 608 с. – (Звёздный лабиринт).

 

Источник рецензии: Книжная витрина, 2006, №10.

 

Скачать электронную книгу на ZorichBooks.com

 

 

 

Достаточно заглянуть в энциклопедию, чтобы понять, отчего неуместно называть заурядный боевик, пусть даже межпланетный, "космической оперой". Ведь что такое опера? Это синтетический жанр, объединяющий в едином действии и драматургию, и музыку, и изобразительное искусство, и балет. Причем, опера сплошь и рядом выступает идеологическим форпостом, отражая острые проблемы современности – социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма. А теперь представьте себе все это в космическом масштабе! Да мы такой оперы просто не видели, потому что страшно представить, чем эту честь оправдывать. Но писатель Зорич вдруг взял, да замахнулся. Потому что обложка романа, завершающего грандиозную трилогию "Завтра война", – это натуральная оперная сцена, где перед впечатляющей декорацией разрушенного Кремля выступают два солиста, капитан-лейтенант Меркулов и гвардии лейтенант Пушкин, и выводят на фоне хора, исполняющего "Над нашей Родиною тучи грозовые", контрапунктом две арии – один матерную, другой лирическую. И осуществляя замысел постановщика, проносится над ними подвешенный на тросах флуггер Военно-космических Сил, дабы грохотом усилить оркестровую увертюру. И прочтя эту замечательную эпопею, можно только слезы восторга украдкой стряхивать – вот это действительно опера!

Не собираясь убеждать вас в неких исключительных художественных достоинствах книг писателя Зорича, хочу подчеркнуть, что завершение этой трилогии есть значительное событие по ряду причин. Во-первых, потому что Александр Зорич входит в малое число наиболее вменяемых и внятных (или, если угодно, – здравых и вразумительных) авторов нашей фантастики. У него есть редкий для фантаста ум и еще более редкое чувство смешного. К тому же он изрядно научен применять свое образование, способен на блестящие стилизации и располагает обширным набором профессиональных инструментов, которыми виртуозно пользуется. Конечно, мое мнение – это не медаль какого-нибудь конвента, но я им дорожу. Во-вторых, жанр, в котором Зорич свою трилогию написал, очень востребован, но труден для качественного исполнения. Получившийся текст (а я не разменивался и три года терпеливо ждал, чтобы прочитать его сразу целиком) обладает массой достоинств. Помимо того, что это редкий случай оптимистичного и духоподъемного чтения, он красочен, он захватывает, он весел, самоироничен и обаятелен. Помимо декларированных военно-патриотических приключений в нем есть полузабытая суть научной фантастики: романтика тайн мироздания. Нельзя не присоединиться к мнению, что "все его недостатки, если таковые и имеются, являются не более чем неправильно понятыми достоинствами".

Рассуждая о структуре и потребительских свойствах трилогии, надо сказать о неоднородности темпа и неравновесности частей. Читатель, познакомившийся с одной или двумя книгами, не сможет оценить замысла. На самом-то деле, это один здоровенный роман в трех частях, и в первых двух все только завязывается и завязывается. Какое-то подобие промежуточных развязок обеспечивалось автором за счет смертей любимых женщин, друзей и прочих ужасов. Он бил читателя дубиной по голове и обрывал повествование, ничуть не стесняясь того, что продолжения придется ждать годик-другой. И только сейчас мы можем принимать это, не скрежеща зубами. Допускаю даже, что окончательные очертания романа были неясны изначально и формировались по ходу дела. Это не очень хорошо, но нормально. Главное, что автор не только справился, не только оправдал ожидания, но даже превзошел их. То, что создание этих книг растянулось на годы, в общем, пошло на пользу. Мало того, что герои показаны в развитии. Полное ощущение, что мастерство автора растет вместе с ними. Саша Пушкин стремительно отесывается, Зорич блистает остротой пера...

В третьем томе стояла не только сложнейшая задача связать три изолированные сюжетные линии, но и почти нереальная сверхзадача пришить к сюжету все щедро рассыпанные по предыдущим книгам лишние детали и заброшенные заделы. И в целом это удалось, почти ничего не пропало. Мелочи, вроде камешков из кармана разведчика Злочева, необъяснимой спасительной курицы или брошенного в недрах планеты X-крейсера "Вегнера", автору можно простить. Ведь он не чужд пародийности, и тот, кто подойдет к нему с серьезными мерками и занудными претензиями, рискует сесть в лужу. В первой книге Зорич намекает на толстые обстоятельства пронизывающих мир будущего культурных анахронизмов. Неспроста Конкордия фанатеет по зороастризму, неприсоединившийся Муром возрождает славянскую архаику, а Россия вернулась в XX век. Ретроспективная эволюция! Вот наивные читатели и ждут, когда философ Зорич развернет перед ними замысловатую цивилизационную концепцию, посрамит Шпенглеров и Тойнби, даст хитрый футурологический прогноз. И дожидаются, нате, пожалуйста... Все обусловлено хроноизлучением эсмеральдитовых масконов! Понятно? Объяснять историко-культурные явления через физические явления космического масштаба не дурной тон, а традиция паранауки. Главное, это куда эффектнее любой историософии – а что нужно для оперы пуще сценического эффекта?

Конечно, здесь можно накопать кучу нереализованных возможностей, но хорошо и то, что не стала лишней такая важная для первой книги линия беглого конструктора и Сашиной сестры Полины. Во второй части автор напрочь о ней позабыл, и читатель имел серьёзный повод обеспокоиться. Но нет – все пришлось кстати. Даже задумчивый любитель капусты Качхид сгодился! А русско-шведская парочка авантюристов не только поспособствовала Родине добыть несколько танкеров люксогена, но и помогла составить замечательно милый эпилог.

В трилогии мы действительно найдем все, что должно быть в энциклопедии жанра. Потрясающее батальное полотно сражений за восемьсот первый парсек! Полноценная эротическая сцена с участием призрака! А множество изобретательнейших мелких придумок, безумно колоритных или смешных деталей? Чего стоит гениальный гебист, создавший на досуге универсальную химическую азбуку! Особо надо отметить теплый интерес автора к животному миру. Умильные говорящие лисы и кролики оказываются вражескими диверсантами, разумная собака вызывается стать проводником за банку консервов, а пингвины помогают в ловле инопланетного летчика. Покидать этот мир грустно, что тут еще скажешь...



 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.