Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
П.Тюленев. Вчера война
 
 Время - московское! 
 

Александр Зорич. Время – московское! Роман. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2006. – 608 с. – (Звёздный лабиринт).

 

Источник рецензии: Мир фантастики, 2006, №4.

 

Скачать электронную книгу на ZorichBooks.com

 

 

Книга: А.Зорич. Время – московское!

Обложка: Е. Деко

Издательство: "АСТ", 2006

Серия: "Звездный лабиринт"

Объем: 608 стр.

Жанр: Космическая опера, военная фантастика

Продолжение книг "Завтра война" и "Без пощады"

 

Сам Александр Зорич утверждает, что не планировал писать о военном космолетчике Пушкине трилогию. Задумывался только один роман – "Завтра война". Сейчас, когда долгожданное "Время – московское!" увидело свет, понимаешь: одной книгой ну никак нельзя было обойтись. Хотя бы потому, что все три части цикла – разные почти до неузнаваемости. Если первый роман просто разворачивал перед читателем панораму будущего, вторая книга оказалась патриотической "военкой", то завершение трилогии приблизилось к вершинам интеллектуальной космооперы. Хватает здесь и космоса, и битв, однако центральное место уделено "приключениям духа и ума". Научного поиска и нечеловеческого разума на единицу текста здесь больше, чем в любой другой книге трилогии.

Татьяна Ланина с коллегами-учеными изучает находки с планеты Вешняя. Девушке сильно помогает чоруг Эль-Сид – воистину беспрецедентное сотрудничество между двумя разумными расами. В Городе Полковников, после переломного сражения, Татьяна встречает Александра Пушкина, и они складывают два кусочка научной головоломки. Молодые люди участвуют в экспедиции на Глагол, где находят общину сверхлюдей манихеев, а также приоткрывают завесу тайны над еще одной малоизвестной расой. Не дремлют тем временем и инженер Эстерсон с Полиной Пушкиной. Сначала они тесно знакомятся с негуманоидными сирхами, а затем становятся свидетелями первого контакта с "расой К". Кстати, задействованная в последнем "химическая азбука" просто обязана войти в золотой фонд фантастических идей. Не поленился Зорич и тщательно продумать психологию и особенности мышления нечеловеческих рас: их представители, пусть и немногочисленные, не выглядят как осьминоги с человеческим разумом.

Справедливости ради стоит заметить, что далеко не все события, описанные в романе, комфортно укладываются в сюжетную сетку. Некоторые "кирпичики" истории выбиваются: например, несколько страниц уделено подробному описанию планеты, на которой Пушкину сражаться так и не придется. Напротив, отдельные вопросы, по большей части поставленные предыдущими двумя частями, остаются без ответа. С одной стороны, это досадно. С другой, благодаря таким "избыточностям" и "недоговоркам" создается ощущение живой вселенной, которая больше, чем декорация для приключений главных героев.


 

Цитата

"Мы никогда не стеснялись быть идиотами. Когда все вокруг верили в Рынок, мы верили в Бога. Когда все верили в Закон, мы верили в Любовь. Когда все верили в Порядок, мы верили в Чистоту и Благодать. Мы никогда не боялись быть немного... юродивыми. Иванушка-дурачок всегда выезжает на охоту на коньке-горбунке, дырявом кафтане и сбитой набекрень шапке, а возвращается – с царской дочерью и сундуком золота. А все потому, что о себе Иванушка-дурачок самого скромного мнения. Он не требует от мира побед и даже не надеется победить. Ему до лампочки успех, справедливость и даже царская дочка. Но вот ему-то небеса победу и вверяют. Потому что знают – только Иванушка-дурачок распорядится этой победой правильно. И царской дочке понравится с ним, обязательно понравится..."

 

 

 

Очень просто, особенно после первых двух частей трилогии, понимать "Время – московское!" как оду всему русскому – духу, оружию, армии, науке... В конце концов, и сам Зорич утверждает, что космоопера у него – патриотическая. Слова из песни, конечно, не выкинешь: роман пестрит откровенно русофильскими высказываниями, а пассаж о том, что главный императив российской культуры – в сохранении, преумножении и защите всего русского, в иной книге мог бы сойти и за великодержавный шовинизм. В иной – но не у Зорича.

Потому что писатель четко соблюдает дистанцию между собственным мировоззрением и позицией своих персонажей. И если высказывания последних пронизаны вышеупомянутой идеологией, то авторский текст позволяет взглянуть на ситуацию со стороны. И в этом, пожалуй, самое большое достоинство книги: не пропагандируя никакой идеи, "Время – московское!" дает читателю такой заряд пищи для ума, что он поневоле начинает думать и выдумывать идеи сам.

Итог: мысль о том, что на всякое явление возможно несколько разных, но одинаково справедливых точек зрения, подспудно пронизывает весь роман и достигает вершины в последней главе, в сцене разговора Пушкина с Ришей. Обе стороны, и Объединенные Нации, и Конкордия, истолковывают итоги войны в свою пользу. То же самое наверняка случится и с самой книгой Зорича: и ругать, и хвалить его будут совершенно разные люди и по совершенно разным причинам. Но это не главное. Главное в том, что у всех этих разных людей есть как минимум одно общее – время. Время – московское.


 

Рука об руку

В январе 2005 "Мир фантастики" объявил "Время – московское!" вторым по значимости литературно-фантастическим ожиданием года. Несмотря на то, что ожидание затянулось, читатели нашего журнала смогли познакомиться с рассказом "Мизерикорд", легшим в основу первой части романа, уже в мае 2005. В августе прошлого года, рассказывая о вселенной трилогии, "МФ" пользовался написанной к тому времени частью книги. Наконец, в этом номере мы публикуем рассказ Зорича "Дети Онегина и Татьяны", где тоже нашлось место войне ОН с Конкордией.

 

 

 

ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лоис М. Буджолд, Барраярский цикл

Фрэнк Герберт "Дюна"

телесериал Firefly

 

ПРИСУТСТВУЮТ

научные загадки

негуманоидная логика

победа

 

ОТСУТСТВУЮТ

дуэль Пушкина и Дана Теса

любование войной

Победа

 

ОЦЕНКИ

Сюжет – 7

Мир – 9

Персонажи – 8

Стиль – 9

Качество издания – 7

Оценка "МФ" – 8


 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.