Новости
Произведения
Об авторе
Пресса
Галерея
Миры
Игры
Форум
На первую страницу 
Zorich.ru | Пресса | Рецензии
 
 
Д.Михайлов. Не за курорты ордена дают
 Завтра война 

Александр Зорич. Завтра война. Роман. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. – 443 с. – (Звёздный лабиринт). 10 100 экз. (п).

 

Источник рецензии: Питерbook, №9, 2003

 

Скачать электронные книги А.Зорича на ZorichBooks.com

 

 

"Завтра война" – еще один роман о войне. Но не о той войне, про которую все мы подумали сразу. И не о той, о которой мы все подумали во вторую очередь. Не про ВОВ. И не про "иракскую кампанию".

А про другую, вымышленную войну, которую будет вести проснувшаяся от летаргического сна Россия будущего – в 2621 году. Наша родина в эти далекие времена будет называться не Федерацией, а Директорией. Да-да, Российской директорией. Вероятно, здесь даже самым рассеянным читателям становится ясно – речь идет о романе фантастическом, потому что словосочетание "директор Путин" звучит очень уж фантастично.

Однако, война в романе Зорича странным образом похожа на обе уже упоминавшиеся – на Великую Отечественную и на успевшую надоесть всем, кто хоть изредка смотрел телевизор, иракскую кампанию.

Потому что враги, с которыми триста с лишним страниц готовятся сцепиться летчики Объединенных Наций, и есть персы, каковые во времена дедовские (возможно, после очередных американских бомбардировок?) улетели на другой конец Галактики и, почти как у незабываемого Ивана Ефремова в культовом романе семидесятых "Час Быка", основали там свое государство Конкордия.

Арифметика напрашивается простая: персы = Ирак, Ирак = Конкордия. Значит, "Завтра война" – это роман о том, как Объединенные Нации Земли воюют с Ираком будущего. Конъюнктурно? Весьма. Одно только настораживает: когда иракская конъюнктура достаточно созрела в массмедиа, роман "Завтра война" был уже подписан в печать. А вот это – снова фантастика.

"А при чем тут Вторая Мировая? Опять покушаются на святое? Опять по небу летят голые пионерки?" – спросит меня встревоженный читатель. А при том: вооруженные силы Земли двадцать седьмого века упоительно напоминают тот идеализированный образ вооруженных сил, что создавался талантливыми советскими фильмами времен невегетарианских. Фильмами, где Марк Бернес пел задушевную "Темную ночь", где "Первым делом самолеты"...

Пилоты Зорича остроумны, хороши собой и сильны духом (только вслушаемся в рокот их имен: кавторанг Федюнин, каперранг Шубин, кадет Терновой). Они обращаются друг к другу "товарищ" и состязаются между собой в смелости и благородстве. Выслушав приказание выполнить очередную mission impossible, они салютуют командиру: "Горжусь Россией!" Они стеснительны с девушками, они краснеют, сморозив глупость, и после первого же поцелуя предлагают подруге в ситцевом платьице вступить в законный брак. Пилоты Зорича живут в знакомом нам по советской литературе мире больших, чистых чувств. И это, в начале двадцать первого века, смотрится не менее чем оригинально.

Можно обозвать эту армию "лубком". Можно упрекнуть автора в некритичном отношении к советскому мифологическому наследию. Но не рассмеяться вслух хотя бы над одной шуткой кадета Пушкина (так зовут главного героя) физически невозможно. Даже не дочитать до конца роман попросту трудно: чувствуется, над текстом работал профессионал интриги. Вот уже и слегка поднадоело, на трехсотой, допустим, странице, а все равно хочется знать "чем кончилось". Хочется – и все. Вот они – манипуляции с читательским сознанием!

Но главное, куда от нее деваться – от ностальгии по одной из тех "Россий, которые мы потеряли"? От нее одно лекарство – чтение романов вроде "Завтра война".

Лирическая линия в романе тоже есть. И даже не одна, а две. В первой кадет Пушкин кладет сердце на алтарь любви к офицеру врага, Иссе Гор. Во второй любит и страдает авиаконструктор Эстерсон (кстати, нечасто в современной художественной прозе встретишь в героях высококлассного инженера). Его творческие муки над созданием новейшей модели истребителя Зорич описывает любовно и со знанием дела (авиационный, что ли, окончил?). Конструктор не смеет открыться сильной женщине Полине Пушкиной, действие происходит в диких джунглях далекой планеты и вражеские вертолеты-разведчики рыщут в ночном небе...

И ни одной "легкой" сцены! Страсть ни разу не вышла за рамки, дозволенные цензурой шестидесятых! Для Зорича, который, как стало ясно из интернет-разысканий, задерган фантастической критикой на предмет сексуальной распущенности, это очевидная нелепица. Хотя мне легко его понять. Наверняка все "сцены" были принесены Зоричем в жертву Большому Советскому Стилю. Ведь первым делом, как уже говорилось, самолеты.

Больше всего в романе Зорича мне приглянулся один, казалось бы, совершенно неважный для сюжета эпизод. Перед самой войной два кадета знакомятся на вражеском курорте с парой смазливых девиц. Выпивают, закусывают, флиртуют. Договариваются о встрече вечерком – для продолжения взаимопродуктивного общения. Красавицы смешливые, ласковые, романтичные. Вот уже, казалось бы, пора говорить "до свиданья!". И тут одна из девушек предлагает юношам спеть вместе песню. И они, прямо там, на пляже, эту песню поют.

 

Над нашей Родиною тучи грозовые,

Враги злокозненные замыслы куют.

Но не страшны нам бури огневые –

Не за курорты ордена дают.

 

Не знаю как вам – а мне трогательный абсурд ситуации, когда юноши и девушки громко поют на пляже патриотические песни, напомнил времена моего детства, когда дедовский именной пистолет был непререкаемым символом мужественности, а слово "доблесть" еще умели произносить без иронии.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

Rambler's Top100
Состоялось издание романа "Римская звезда". Новая книга Александра Зорича посвящена древнеримскому поэту Публию Овидию Назону Завершено переиздание романов о Своде Равновесия. Теперь в новом оформлении можно приобрести все четыре тома цикла: "Люби и властвуй", "Ты победил", "Боевая машина любви" и"Светлое время ночи".Выпущена и поступила в продажу игра "Завтра война" по сценарию Александра Зорича. По признанию критиков, игра стала "самым атмосферным космическим симулятором" в истории жанра.